Персональный сайт Максима Музафарова | |||||||
Обо мне |
Изучаем немецкий |
Проповеди |
Фото |
Творчество |
Гостевая |
Ссылки |
Несколько слов о грамматике, как объекте изучения. (для тех, кто хочет постигать грамматику)
Главная / Home: www.mmaxf.narod.ru Давным-давно один лингвист по имени Фердинанд де Соссюр разъединил два понятия: ЯЗЫК и РЕЧЬ. Они так же отличаются друг от друга, как теория от практики, или как знание от умения. Так вот грамматика в таком рассмотрении больше тяготеет к языку, к теории, нежели к практике. Многие полагают, что, изучив грамматику, выучил весь язык. Однако без практики грамматика есть лишь набор абстрактных правил, законов и закономерностей, выведенных из наблюдения за речью… Итак, рассмотрим два пути освоения языка: 1. через знакомство с теорией, заучивание грамматических правил и форсирования своего мозга, когда для производства некоего скудного выражения он (мозг) пытается удержать под контролем все теоретические правила и абстрактные таблицы задействованной грамматики. В целом, это правильный путь, если он постигается последовательно и непрерывно. В пользу этого пути говорит еще то, что мы используем лишь маленькую долю от всех возможностей нашего мозга, поэтому смело форсируйте его. 2. Второй путь лежит через умение, т.е. через непосредственную речь, через знакомство с ней и попытки подражать ей. Здесь необходимо с головой окунуться в практику, в (вос-) производство речи. Через нее можно и нужно постигать язык, систему, грамматику. Самое главное – не бойтесь делать ошибки, потому что ошибка дана для ее исправления! Кроме того, большинство ошибок не носят того фатального характера, который препятствует общению. ОБЩЕНИЮ ПРЕПЯТСТВУЕТ СТРАХ, а не ошибки.
Увлекшись вторым путем, нельзя забывать и о первом – через теорию. Ведь она, в отличие от изменчивой и случайной речи, устойчива и постоянна. Именно грамматика дает зачастую единственную опору, когда в беспомощности сталкиваешься с совершенно новым и незнакомым языковым явлением. Итак, всякое новое (вос-)производство речи должно чередоваться с анализом и обобщением, а также с последующим синтезом речевого материала. Такое чередование ведет к гармоничному взаимодополнению теории и практики, языка и речи, грамматики и ее употребления. Ибо благодаря их взаимопроникновению мы сможем вдохнуть жизнь в языковую систему и придать системность своей речи. Удачи!
|